Газобетон является универсальным современным строительным материалом. Из него возводят качественные малоэтажные дома и всевозможные дополнительные постройки. В частности, он активно используется для строительства гаражей. В этой статье мы поговорим о том, как составляется проект гаража из газобетона, какие применяются нормы и стандарты размеров, каким может быть гараж по типу конструкции и планировочному решению.
Перед началом проектирования нужно хорошо продумать конструкцию будущего гаража. Следует решить, нужна ли в нем смотровая яма, какой должна быть высота ворот, будет ли гараж предназначен для одного, двух или трех автомобилей, нужно ли его делать пристроенным к дому или отдельностоящим, сколько должно остаться свободного места для хранения инструментов. Кроме этого нужно подумать о том, что гараж может быть многофункциональной постройкой, дополненной котельной, кладовой, летней кухней или даже баней.
- Разновидности проектов
- Размер гаража
- Расположение гаража на участке
- Видео описание
- Нормы СНиП
- Пожарная безопасность
- Гараж пристроенный к дому
- Видео описание
- Встроенный гараж
- Гараж в цокольном этаже
- Видео описание
- Строительство гаража из газобетона
- Видео описание
- Варианты проектов гаражей из газобетона
- Проект гаража с хозблоком
- Проект просторного гаража
- Проект гаража на два автомобиля
- Проект гаража с баней
- Проект коттеджа с пристроенным гаражом
- Заключение
- Гараж из газобетона своими руками
- Начало строительных работ
- Необходимые расчеты
- Порядок строительства
- Стены и обустройство каркаса
- Смотровая яма
- Обшивка стен и крыша
- Ворота и внутренняя отделка
Разновидности проектов
Несмотря на то, что гараж относится к дополнительным постройкам, его строительство должно быть основано на профессиональном проекте. Только квалифицированный проектировщик сможет правильно рассчитать фундамент, чтобы он не получился слишком дорогостоящим, но при этом обладал достаточной прочностью. Он сможет обеспечить гаражной постройке необходимую безопасность, которая особенно важна при обустройстве гаражей, пристроенных к дому. Существует еще много важных нюансов – качественная вентиляция, утепление, подведение коммуникаций.
Получить проект для строительства гаража можно двумя способами – приобрести уже готовую типовую архитектурную разработку или сделать индивидуальный заказ архитектору. Типовые проекты более популярны. Они недорого стоят и предлагаются проектными организациями в широком ассортименте. Индивидуальные проекты, специально созданные для конкретного заказчика необходимы в тех случаях, когда нужно построить нестандартный сложный гараж. Например, если планируется строительство на участке с сильным уклоном, или если нужен гараж с хозблоком определенной необычной планировки.
Размер гаража
Гаражное помещение может быть рассчитано на один или несколько автомобилей. Обычно возводят гараж на одну машину и рядом обустраивают открытое парковочное место с навесом. Однако в последнее время все чаще строят гаражи на два автомобиля. При необходимости построить гараж для трех или более машин используются индивидуальные проекты.
Чтобы определится с параметрами помещения для одного автомобиля, необходимо учитывать габариты машины, а также размеры всего оборудования и инвентаря, который нужно будет разместить рядом с машиной.
Минимальный размер гаража рассчитывается на основании параметров машины и без учета размещения инвентаря. При этом к длине, ширине и высоте автомобиля добавляют по 0,5 метра, и таким образом получают размерный минимум. Однако такие маленькие постройки возводятся, как правило, из легких материалов. В результате получаются экономичные переносные конструкции. Но из газобетона возводятся основательные постройки, в которых предусмотрено все для комфортной эксплуатации.
Стандартные размеры гаража для одной машины следующие: 6 метров длина, 4 метра ширина, 2,3 метра высота. Этот стандарт используется при строительстве типовых гаражей и удовлетворяет потребности всех автолюбителей. В любом случае для удобного пользования нужно иметь в высоту около 40 см над головой стоящего человека и по 50 см со всех сторон от автомобиля до стен или стеллажей.
Для двух автомобилей расчеты производятся таким же образом. При этом нужно предусмотреть расстояние между двумя автомобилями минимум 1 метр. При проектировании двойного гаража часто планируется отдельный заезд для каждого автомобиля. В некоторых случаях предусматривается общий заезд и одни широкие ворота.
Расположение гаража на участке
Прежде чем выбрать или заказать проект гаража, необходимо определить для него место на участке. От того как будет расположена постройка зависят многие ее архитектурные параметры. При выборе места нужно учитывать все существующие нормы и правила, а также принципы рационального распределения пространства участка.
Видео описание
Советы по расположению гаража на участке:
Нормы СНиП
Формально гараж является хозяйственной постройкой, и при его размещении нужно придерживаться нормативов, касающихся именно таких построек. Так, например, от гаража до построек на соседнем участке должно быть выдержано расстояние минимум в 6 метров. Сократить это расстояние можно только при наличии письменного согласования данного вопроса с соседями.
Если гараж планируется как отдельно стоящее сооружение, от него до других каменных и бетонных построек должно быть расстояние минимум 8 метров. Если на участке уже есть постройка из дерева, то гараж нужно разместить не ближе чем на 10 метров от нее. От дома нужно отступить минимум 3 метра.
Если планируется обустроить заезд в гараж прямо с проезжей части, его следует «утопить» в глубину участка на 1 метр. Это нужно для того, чтобы при открытии ворот гаража не затруднялся проход или проезд вдоль забора. Эти и другие нормативы нужно внимательно изучить. Но лучше проконсультироваться со специалистами, занимающимися составлением генпланов для частных домовладений.
Пожарная безопасность
Большинство нормативов, входящих в СНиП необходимы для обеспечения гаражной постройке достаточной пожарной безопасности. Стоит отметить, что при строгом соблюдении всех противопожарных правил можно построить гараж ближе, чем предусмотрено в нормативах. Но это касается только неотапливаемых автомобильных построек.
Гараж пристроенный к дому
Если в отдельностоящем гараже пожарная безопасность достигается в первую очередь путем соблюдения нормативных расстояний до соседних объектов, то гараж-пристройка требует применения дополнительных мер. Кроме того, пристройку нужно запроектировать с учетом планировочного решения дома. Поэтому проекты пристроенных гаражей составляются более тщательно.
Видео описание
Дома с пристроенными гаражами:
Желательно иметь пристроенный гараж в проекте коттеджа. Однако можно достроить помещение для автомобиля и к уже возведенному дому. Для этого рядом с фасадом, в котором по проекту нет окон, сооружается облегченный фундамент.
Дома с пристроенными гаражами проектируются по определенным правилам. Гаражная пристройка в большинстве случаев примыкает к правому или левому фасаду коттеджа. Иногда, когда проектируется дом для узкого участка, гараж может стать элементом главного фасада. Часто вход в гараж и вход в дом объединяются единым крыльцом с общим навесом. Во многих проектах планируется внутренний вход в гараж из дома. Для максимальной безопасности вход в гараж из жилой части здания оформляется защитной буферной зоной. Это может быть проходная котельная или кладовая, или же просто разделительный тамбур.
Очень важно учитывать в проекте строительные нормы. В обязательном порядке необходимо выдержать расстояние от пристроенного гаража до соседнего участка в 5 метров. От въезда в гараж до ближайшего окна или двери должно быть не менее 2,5 метра. От конька гаражной крыши до окна дома должно быть как минимум 2 метра.
Встроенный гараж
Встроенным называют такой гараж, который располагается на одном фундаменте с домом и является его конструкционной частью. У такого архитектурного решения есть свои достоинства и недостатки. Например, отдельный фундамент под гараж из газобетона может быть менее сложный и дорогостоящий, чем фундамент дома. Поэтому пристройка выходит дешевле. С другой стороны, гараж как часть коттеджа получается более теплым, к нему проще подвести все коммуникации, он изначально входит в планировку первого этажа.
Гараж в цокольном этаже
Цокольным этажом является техническая часть здания, не более чем на половину углубленная в грунт. Над поверхностью земли цокольный этаж возвышается не более чем на два метра. Возведение цокольного этажа обходится не дешево. Зато в него можно поместить все техпомещения, включая гараж.
Проектирование гаража в цоколе усложнено тем, что нужно рассчитать наклонный пандус для заезда, а также надежную систему водоотведения, без которой гараж будет заливать во время выпадения осадков и таяния снега. Кроме того, автомобильное помещение необходимо обеспечить самой надежной системой вентилирования, а стены и перекрытия особенно тщательно защитить от возгорания.
Иногда вместо пандуса сооружают специальные подъемные устройства, которые позволяют избежать наклонного заезда, но требуют применения достаточно сложного и дорогостоящего оборудования.
Видео описание
Лифт в подземный гараж:
Строительство гаража из газобетона
Сначала на основании проекта производятся расчеты материалов. Лучше доверить это профессионалам, так как ошибки при закупке стройматериалов обычно приводят к дополнительным материальным затратам. Выбирать газоблоки тоже лучше с помощью специалиста, чтобы обезопасить себя от приобретения некачественного материала или газобетона не того типа, который предусмотрен проектировщиком.
Очень важно еще на этапе проектирования хорошо продумать конструкцию фундамента. Чтобы правильно определиться с его глубиной необходимо учесть все особенности грунта на участке – глубину грунтовых вод, пучинистость почвы, глубину промерзания и т. д. Все эти данные нужны в первую очередь при строительстве дома, поэтому на момент сооружения гаража они обычно имеются у домовладельца. Если их нет, нужно сначала проконсультироваться со специалистами, и только после этого составлять проект гаража.
Процесс строительства начинается с разметки. Она выполняется при помощи нитей и кольев. Разметка необходима для того, чтобы обеспечить углам и стенам будущего гаража правильную геометрию. После нанесения разметки начинается обустройство фундамента. Поскольку газоблоки – это легковесный материал, гараж из них можно построить на ленточном фундаменте, заглубленном на 40-50 см.
Для ленточного фундамента выкапывают траншею нужной глубины и ширины, ориентируясь на нити разметки. Дно траншеи засыпают песком и щебнем, потом монтируется деревянная опалубка, укладывается каркас из арматуры и заливается бетон.
Видео описание
Строительство ленточного фундамента для гаража:
На участках со сложными характеристиками грунта ленточный вариант фундамента не применяется. Вместо него сооружают монолитную плиту. Плитный фундамент позволяет строить на участках с рыхлым или подвижным грунтом, а также при высоком залегании грунтовых вод. Такой вариант фундамента выполняется в два этапа. Сначала под всю постройку укладывается арматурная сетка, после этого площадка заливается бетоном. После застывания бетона эта конструкция станет сплошной монолитной плитой, не позволяющей постройке смещаться или деформироваться. Толщина плиты под гараж из газобетона составляет от 10 до 60 см. Если возводится простая одноэтажная постройка для одного легкового автомобиля, достаточно минимальной толщины в 10 см. Во всех остальных случаях нужно опираться на расчеты архитектора.
На следующем этапе возводятся стены из газобетона. Блоки укладывают обычно на специальный клеевой раствор. Для придания конструкции большей надежности и долговечности применяется усиление стен армированием. Строительство должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией.
После завершения коробки гаража монтируют кровлю и устанавливают ворота. Потом гараж утепляют, если это было предусмотрено в проекте, устанавливают все элементы вентиляционной системы, подключают коммуникации и выполняют отделочные работы.
Отдельным этапом является обустройство смотровой ямы. Ее можно сделать только в гараже с ленточным фундаментом. Яма требует особенно тщательной гидроизоляции дна и стен. Ее необходимо качественно облицевать надежными материалами, выдерживающими высокую влажность и резкие перепады температуры.
Внутренняя и наружная отделка автомобильного помещения может быть выполнена из любых облицовочных материалов. Главное, чтобы они были не горючими и не токсичными. Проще всего оштукатурить гараж из газобетонных блоков, причем как снаружи, так и изнутри. Это наиболее практичный и экономичный способ облицовки, позволяющий выбрать любое цветовое решение для интерьера и экстерьера постройки.
Варианты проектов гаражей из газобетона
Газобетонные блоки являются универсальным стройматериалом, из которого можно построить теплый и надежный гараж, дополненный полноценным хозблоком. Нередко газобетонные гаражи возводятся с террасами, летними кухнями или банями. Кроме того, данный материал позволяет легко сооружать гаражи, пристроенные к дому.
Проект гаража с хозблоком
Ниже представлен проект самого простого гаража на один автомобиль. Постройка дополнена удобным хозблоком. Такой гараж может быть построен как отдельно стоящее сооружение. Но его можно пристроить к дому. Второй вариант предполагает внутренний вход в дом из самого гаража и из хозблока. Выбирая подобный проект следует обратить внимание на то, что хозяйственное помещение запроектировано отдельным от гаража, с вынесенным входом. Оно может использоваться как котельная, кладовая или хранилище для садового инвентаря. При этом параметры автомобильного помещения позволяют установить вдоль стен стеллажи, на которых можно будет разместить все инструменты для обслуживания машины.
Проект просторного гаража
Следующий проект – это основа максимально простого в строительстве помещения для автомобиля. Здесь нет отдельного хранилища, но зато есть достаточно свободного места для размещения всего необходимого. Такой гараж идеален для автомобилистов, которые много времени проводят в гараже. Свободное пространство можно обустроить при помощи комфортной мебели.
Проект гаража на два автомобиля
Следующий проект рассчитан на размещение двух автомобилей. Здесь предусмотрен хозблок, который соединен с автомобильным помещением внутренним входом. Кроме того, подсобка в данной разработке проходная, и, если пристроить такой гараж к дому, можно сделать из нее вход в дом. На чертеже слева от хозблока обозначен навес для одной машины. Он может располагаться и справа от постройки или просто перед заездом в гаражное помещение. В любом случае навес повышает функциональность всей конструкции.
Проект гаража с баней
Газобетонные блоки позволяют строить здания любой сложности. Поэтому некоторые домовладельцы, имея на участке достаточно места и немного дополнительных средств, возводят из газобетона не просто гаражи, а целые многофункциональные комплексы. Гараж можно совместить с летней кухней, террасой для отдыха или, как в данном примере, с баней.
В представленном варианте гаражное помещение вместе с хозблоком занимает правое крыло постройки. Кроме бани в постройке запланировано помещение под котельную. Стоит обратить внимание на то, что в этом проекте выход из гаража ведет через комнату отдыха бани. Для более удобного пользования и повышения безопасности банной части здания лучше продумать выход на улицу через котельную, а дверь из гаража в комнату отдыха не делать вообще.
Проект коттеджа с пристроенным гаражом
Следующий пример демонстрирует самый распространенный вариант проектирования пристроенного гаража с внутренним входом. Дом с автомобильным помещением соединяется через буферную зону, роль которой в этом случае играет компактная постирочная. Вместо нее может быть обустроена котельная или просто проходная кладовая. Для максимальной защиты жилой части дома, выход из гаража отделен еще и прихожей. Если разделяющих буферных помещений не запроектировать, то в жилые комнаты будут проникать автомобильные запахи и испарения горючих веществ, которые часто хранятся рядом с автомобилем.
Заключение
Газоблоки все чаще применяются при строительстве гаражей на загородных участках. Этот материал позволяет быстро и недорого построить качественный дом для автомобиля нужного размера и максимально подходящей планировки.
Собственный гараж – надежная гарантия защиты автомобиля, как от воздействия неблагоприятных атмосферных явлений, так и от угона.
Осуществить мечту и обзавестись постройкой можно двумя способами.
Покупка готового гаража не требует особых усилий, но существенно влияет на состояние семейного бюджета.
Второй способ – строительство гаража из газобетонных блоков собственными руками — наиболее экономичный и открывает перед будущим владельцем множество преимуществ.
Гараж из газобетона своими руками
Получить собственноручно выполненную постройку, сэкономив при этом деньги – не единственное преимущество гаража из газобетонных блоков. Низкая стоимость материала для большинства владельцев, не является основополагающим преимуществом.
Намного важнее получить материал, простой в обработке и обеспечивающий все необходимые условия для сохранности автомобиля и комфортного проведения текущих работ в любое время года, при любом температурном режиме.
Газобетон, благодаря своим преимуществам, отвечает всем основным требованиям владельца гаража:
- Обеспечивает хорошую теплоизоляцию, освобождая от дополнительных затрат на утепление.
- Пористые ячейки материала гарантируют паропроницаемость и морозоустойчивость.
- Стены из газобетона отличаются высокой прочностью и долговечностью.
- Постройка соответствует всем требованиям экологической чистоты и безопасности для здоровья.
- Наружные стены гаража строятся в один слой и не требуют дополнительного утепления.
- Правильная геометрическая форма, гладкая и ровная поверхность газобетонных блоков обеспечивает экономию материала при строительстве.
- Отсутствует необходимость в применении специальных инструментов для распиловки и обтесывания.
- Размеры, вес, а также наличие захватов и пазов гарантируют быстроту строительства гаража своими руками.
- Частые сезонные работы, связанные с ремонтом и обслуживанием сооружения не требуются.
Наличие минусов, аналогичных минусам кирпича (влагопоглощаемость, понижение температуры в помещении из-за оледенения внешних стен), следует учитывать при строительстве. Однако опыт состоявшихся владельцев гаражей, возведенных из газобетонных блоков, показывает, что указанные недостатки не могут существенно повлиять на результат, достигнутый благодаря преимуществам газобетона.
Более того, газобетонные блоки не уступают признанному в индивидуальном строительстве материалу – блокам из пенобетона.
Начало строительных работ
Строить гараж из газобетона начинают с выбора проекта, соответствующего индивидуальным требованиям. Найти подходящую разработку можно уже в готовом виде, воспользовавшись информацией из сети или профильного журнала, либо заказать собственный вариант, обратившись к специалистам.
Помощь профессионалов – лучший вариант решения вопроса, поскольку представленные в сети или журналах проекты разработаны с учетом ряда факторов, которые могут не совпадать с характеристиками выбранного под строительство участка. В первую очередь, это:
- тип почвы;
- уровень залегания грунтовых вод;
- особенности климатических условий.
После получения индивидуального проекта гаража, необходимо запастись набором инструментов и материалов, которые понадобятся во время строительства. В список входят:
- Инструменты
- ножовка, необходимая для резки газобетонного блока;
- штроборез;
- щетки;
- каретка, удобная для распределения клеевого слоя;
- зубчатый шпатель;
- кельма;
- отвес;
- лопаты;
- киянка из резины;
- строительный уровень;
- емкость для разведения и хранения раствора.
- блоки из газобетона;
- щебень;
- цемент;
- песок;
- доски для строительства опалубки;
- сетка армирующая;
- арматура (предназначается для обвязки);
- клей для укладки газобетонных блоков.
ВАЖНО: Несмотря на тщательную подготовку и наличие всех необходимых инструментов, следует обратить внимание на время начала строительства.
Сооружение из газобетона лучше начинать строить в теплое время года. Также учитывается и ориентировочные сроки выполнения работ. Все зависит от уровня подготовленности исполнителя. У профессионалов, в среднем, на постройку уходит порядка двух месяцев, без учета времени, затраченного на внутреннюю отделку гаража.
Необходимые расчеты
Возможность проведения точных расчетов необходимого количества материалов для строительства гаража из газобетонных блоков, позволяет сэкономить не только благодаря невысокой стоимости газобетона, но и благодаря отсутствию переплаты за лишний материал.
Начинать процесс вычислений следует с:
- Завершения проектирования.
- Определения размеров гаражной постройки (длина и высота стен, площадь проемов (окна, ворота)).
- Выбор размера газобетонных блоков.
Указанные показатели, в каждом отдельном случае, могут быть различными.
Для того чтобы понять алгоритм расчета, лучше воспользоваться вариантом со средними показателями, согласно которым гаражное строение предполагается прямоугольной формы, а его размеры составляют 4х6 метра (длина и ширина), при высоте 2,4 метра.
Что касается параметров газобетонного блока, из всех размеров, предлагаемых производителями, для постройки гаража лучше всего подойдет блок с габаритами 200/300/600 мм.
Расчет общего объема
Те мастера, у кого нет желания проводить детальные расчеты для одного ряда или для каждой стены, могут воспользоваться следующей формулой:
(L х Н — Sп) х 1,05 х В = V, где L — это общая длина стен гаража в метрах, Н – средний показатель высоты стен в метрах, Sп – рассчитанная общая площадь проемов в квадратных метрах, 1,05 – коэффициент (необходим для учета пятипроцентного запаса на подрезку, В – толщина газобетонных блоков в метрах, V – искомый результат объема блоков в кубических метрах.
СПРАВКА: полученный результат обязательно округляется до целого числа в сторону увеличения. Это справедливо как для расчета количества штук, так и для расчета общего объема газобетонных блоков.
Вычисление объема газобетонных блоков можно осуществить и по более упрощенной схеме:
- определение объема одного блока;
- умножение полученного результата на необходимое количество блоков.
Результаты выглядят следующим образом: 0,2×0,3×0,6= 0,036 куб. м (объем одного блока), 0,036 ×232=8,352 куб. м (объем блоков для всей постройки 4х6 метра).
Количество блоков для одного ряда. Для стены гаража в 6 метров, исходя из габаритных размеров газобетонного блока в 200/300/600 мм, понадобится всего 10 газобетонных блоков. На стену длиной 4 метра – 7 блоков из газобетона (согласно правилу, производится округление в большую сторону).
Количество рядов зависит от необходимой высоты гаража и способа укладки блоков. Блоки можно располагать как на широкой стороне, так и на узкой, добиваясь регулировки толщины стены (оптимальная толщина стены гаража из газобетона составляет не менее 20 см). Для гаража с высотой стен 2,4 метра, понадобится укладка 8 рядов газобетонных блоков.
Завершающим этапом в проведении расчетов, будет вычисление общего количества газобетонных блоков для гаража 4х6 м. Используются уже полученные данные:
- количество для длинной стены – 80 штук;
- количество для короткой стены – 56 штук;
- стена с проемом для ворот возьмет 16 штук блоков.
При расчете общего количества, цифра, полученная для длинной стены, умножается на 2. Дальнейшие вычисления не составляют особого труда: 160+56+16=232 штук. Следуя установленному правилу, полученная цифра увеличивается до 235 шт. газобетонных блоков.
Аналогичным образом можно произвести вычисления для гаража 3х6 м или постройки других параметров, установленных в индивидуальном порядке.
Порядок строительства
Обустройство фундамента представляет собой первый шаг в процессе строительства гаража из газобетона своими руками. Для определения типа фундамента для гаража из газобетона, необходимо учесть следующие параметры:
- Уровень залегания грунтовых вод. Если он находится ниже двух метров, грунт отличается однородностью и плотностью, то в этом случае подойдет легкий ленточный фундамент с глубиной не более полуметра.
- Фундамент из монолитной плиты понадобится, если грунт пучинистый, поскольку газобетонные блоки не переносят нагрузок на изгиб и велика вероятность их растрескивания и разрушения.
- Заглубленный ленточный или совмещенный свайно-ленточный фундамент поможет решить проблему обустройства смотровой ямы и погреба, поскольку при использовании в качестве фундамента монолитной плиты их оборудование невозможно.
Порядок выполнения работ:
- Разметка на грунте места расположения будущего сооружения с помощью колышков.
- Рытье ямы под фундамент.
- Засыпка песка на дно выкопанной траншеи. Увлажнение песчаного слоя и его уплотнение.
- Укладка металлической арматуры (прут имеет толщину от 6 до 8 мм).
- Заливка бетоном. Раствор готовится из расчета 1 часть цемента, 2 части морского песка (применение речного песка снижает прочность), 6 частей щебня мелкой фракции. Сухие компоненты тщательно перемешиваются в бетономешалке, и только после этого производится добавление воды. Заливку раствором стоит осуществлять после постройки опалубки.
- Укладка арматурной сетки поверх бетонной заливки.
- Увлажнение бетонной заливки и защита ее от атмосферных осадков в течение полутора месяцев.
- Начало строительства стен.
Стены и обустройство каркаса
Укладка газобетонных блоков выполняется с использованием специального клеевого состава, заменяющего привычный раствор для кладок. Благодаря этому клеевому составу кладка получается идеально ровной, шов между блоками не превышает 1 мм в отличие от 3 мм при использовании раствора на основе цемента.
Для повышения прочности, с помощью прослойки из армирующего материала, создается своеобразный каркас. Контроль над расположением арматуры осуществляется благодаря небольшому выступу прутов за край кладки. Затем выполняется обвязка:
- Деревянная обвязка подходит для одноэтажных сооружений. Перед ее выполнением стены покрываются мастикой и укладывается гидроизоляционный слой.
- Для двухэтажных построек понадобится монолитный железобетонный пояс.
Смотровая яма
Для обустройства смотровой ямы необходимо:
- Вырыть яму требуемого размера. Обычно достаточно глубины в 1,5 метра, ширины в 0,8 метра и длины около 1,8 метра.
- Дно ямы засыпать песком или глиной. Слой плотно утрамбовать. Застелить рубероидом и залить бетоном (толщина слоя около 10 см).
- Обложить яму шлаковым кирпичом, который лучше всего подходит для обустройства плохо проветриваемых и сырых помещений (кладка выполняется в полкирпича).
- Выполнить гидроизоляцию смотровой ямы с помощью специальной битумной мастики. Мастика предварительно разогревается и наносится на стены с помощью кисти либо валика.
- После гидроизоляции, стены уже можно покрыть штукатуркой после укладки электропроводки.
- При желании, дополнительно окрасить стену масляной краской.
- Наружный периметр ямы обеспечить сварной рамкой. Для нее подойдет металлический уголок. К рамке приваривается проволока, необходимая для последующего вмуровывания в бетон при проведении работ по бетонированию пола.
- Установить защитную крышку на яму. Такое приспособление не только убережет от случайных падений, но и ограничит проникновение влаги из смотровой ямы.
- Установить лестницу.
Таким же способом можно осуществить обустройство погреба в гараже. Проблема излишней влаги решается с помощью гидроизоляции, а также строительства поверхностной и скважинной дренажных систем. Поверхностная система состоит из неглубоких траншей, дополненных лотками из пластика или металла.
Скважинная дренажная система предусматривает бурение скважин с последующей установкой в шурфы дренов, имеющих на поверхности специальные насечки для отвода воды. Внутреннее пространство дренов (труб) должно быть заполнено гравием либо мелким щебнем.
Для гидроизоляции используется рулонная пленка, которую расстилают по всей площади пола гаража с заходом частей друг на друга, а также на стены не менее чем на 10 см. Места заходов укрепляются с помощью строительного фена или газовой горелки. Кроме пленки для гидроизоляции хорошо использовать битумную мастику, как и для стен смотровой ямы. Наносить ее лучше на тонкий слой бетонной заливки.
Обшивка стен и крыша
Выполнить обшивку стен гаража из газобетонных блоков можно с помощью термопанелей. Данный вариант позволяет не проводить дополнительное утепление строения и улучшить его внешний вид, поскольку термопанели могут имитировать кирпич или натуральный камень. Также хорошо зарекомендовал себя каркасный способ с использованием металлического профиля, к которому крепятся облицовочные материалы.
После завершения строительства стен можно приступать к изготовлению крыши гаража. Ее тип выбирается индивидуально, однако лучший вариант для гаража – односкатная крыша. Для ее обустройства необходимо осуществить армированную бетонную стяжку поверх кладки стен.
На стяжке размещается мауэрлат и стропильная система. Из кровельных материалов лучше всего подходит профнастил, черепица и шифер.
Читайте подробнее здесь о том, чем покрыть крышу гаража.
Ворота и внутренняя отделка
Ворота выбираются в зависимости от размеров гаража, а также от окружающей строение территории. При наличии достаточного количества свободного пространства, подойдут распашные ворота. В иных случаях лучше остановить свой выбор на подъемно-гильотинных, подъемно-секционных либо, в самом крайнем случае, роллетных или рулонных воротах.
Внутренняя отделка гаража производится после выполнения штукатурных работ. Что и как делать – решает сам владелец, исходя из своих индивидуальных предпочтений. Хотя, лучшим вариантом будет покраска стен гаража.
При условии выполнения всех правил и учета нюансов, характерных для строительства с применением газобетонных блоков, можно за короткий срок построить собственными руками надежный и комфортный гараж, где в одинаковой безопасности будут себя чувствовать и автомобиль, и его владелец.
- Можно ли использовать газобетонные блоки для фундамента
- Виды фундаментов под газобетонные стены
- Заключение
В связи с невысокой стоимостью, малым весом и простотой обработки, газобетонные блоки стали весьма привлекательным материалом для малоэтажного строительства. Многих интересует вопрос, можно ли сделать фундамент из газобетона. Если да, то какие блоки для этого можно брать и как защитить их от повышенной влажности? Давайте разбираться в этом вопросе, опираясь на официальную строительную документацию.
Так как любой фундамент является армокаменной конструкцией, основным документом, регламентирующим её возведение, является свод правил под номером 15.13330 (последняя редакция от 2012 г). В пункте 9.1 чётко обозначено, что ячеистобетонные блоки не могут применяться ни для фундаментов, ни для подвальных стен (иногда эти функции совмещены), ни даже для стенок цоколя.
Второй документ, по которому следует ориентироваться при строительстве малоэтажного дома – это ещё один свод правил – 31.105 (от 2002г). Здесь конкретно оговаривается, какие виды блоков можно использовать для возведения стен подвала – а вернее, приведены стандарты, по которым эти блоки изготавливаются. Это ГОСТы:
- 13579. По нему изготавливают крупноформатные неармированные стеновые блоки ФБС из тяжёлого бетона и керамзитобетона.
- 6133. Этот стандарт распространяется на стеновые камни из мелкозернистых, тяжёлых и лёгких бетонов с крупным заполнителем.
Мнение эксперта
строитель, начинающий автор
Внимание: Ячеистые бетоны хоть и относятся к классу лёгких, но они в своём составе крупного наполнителя не имеют. У них есть свой собственный стандарт (31360) по которому изготавливают стеновые блоки автоклавной обработки. В нём говорится, что применяться такие блоки могут для наружных стен и перегородок. Про фундаменты и стены подвалов не упоминается вовсе.
Так что, сделать фундамент из газобетонных блоков для дома нельзя, и ни в одном типовом проекте вы такого решения не увидите. Посмотрим, что по этому поводу думают производители данного материала.
В поисках ответа на вопрос, можно ли использовать газобетон для фундамента, мы заглянули на сайты популярных производителей блоков. Прямого утверждения, что можно в фундамент класть газоблоки, нами не найдено. Если кто-то и говорит подобные вещи, так это некомпетентные продавцы на рынке.
По поводу заглубляемых стен у производителей газобетона имеется собственное мнение. Заметим, оно касается не тех схем, где стены подвала одновременно исполняют роль ленточного фундамента. Имеется в виду ситуация, когда в основании спроектирована либо монолитная подушка, либо фундаментная плита.
Если и можно использовать газобетонные блоки для фундамента, то только так
При такой конструктивной схеме инструкции производителей в обязательном порядке предусматривают:
- Устройство монолитного пояса по верхнему обрезу кладки, армированного двумя стержнями диаметром 12 мм или четырьмя диаметром 8 мм.
- Выполнение не только горизонтальной гидроизоляции (под подошвой ж/б подушки, под первым рядом стенки подвала и по её верхнему обрезу), но и вертикальной с двух сторон.
- Отмостку по периметру здания с уклоном 0,05% и шириной в 1 м.
- Теплоизоляцию с наружной стороны, с применением материалов с низким показателем водопоглощения. Лучше всего для этой цели подходит пеностекло, но можно брать и экструдированный пенополистирол.
- Для защиты стен в цокольной части могут быть применены водоотталкивающие штукатурки, кирпич, фибробетонная плитка, искусственный камень.
При этом не рекомендуется поднимать цоколь из газобетона выше 50 см над уровнем земли и устраивать его там, где близко располагаются грунтовые воды. Правда, влага бывает не только грунтовая, но и поверхностная – а вода, как известно, дорогу всегда найдёт.
Самые популярные проекты серии FH:
Выше представлены условия, которые по рекомендациям производителей необходимо выполнить для того, чтобы можно было сделать из газоблоков даже не фундамент, а цокольную стенку. Сразу же напрашивается вопрос – а стоит ли эта «овчинка» выделки? Для дома такую конструкцию использовать нельзя, а, к примеру, фундамент для парника из газобетона получится слишком дорогим и недолговечным.
- По большому счёту, всесторонней гидроизоляционный защиты требует любой материал. Однако блоки ФБС, например, можно просто обмазать снаружи и внутри битумной мастикой – и они сто лет прослужат.
- Газобетон, чтобы он не покрывался трещинами, надо ещё обязательно утеплять — и не абы чем. Кстати, плита рекомендуемого к утеплению пеностекла размером 600*450*60мм, стоит не менее 550 рублей, так что вся экономия от использования дешёвого конструктивного материала просто растворится.
Мнение экспертастроитель, начинающий автор
Совет: Максимум, что можно сделать — так это фундамент из газобетонных блоков под теплицу, если они остались, к примеру, после строительства дома. Специально покупать для этой цели поризованные блоки точно не надо.
- Если их всесторонне обработать проникающим грунтом на полимерной или цементной основе, а потом оштукатурить, какое-то время газобетон для фундамента теплицы послужит. Такая лёгкая постройка, не будет оказывать на блоки особых нагрузок, поэтому их разрушение будет не таким быстрым.
- Благодаря малому весу стен, из газобетона можно сделать фундамент под гараж, строящийся по каркасной технологии. Тяжёлой кладки, даже если она будет тоже газоблочной, такая опора не выдержит – и уж тем более, если перекрытие сделать плитным.
Вот такие они — особенности фундаментов из газобетона. Это не тот материал, который в данной ситуации может иметь какие-то преимущества перед тяжёлым бетоном, или же дать какую-то существенную экономию.
Смысл создания газобетона заключается в том, чтобы, сделав бетон воздухонаполненным и более лёгким, получить в итоге тёплые стены и иметь возможность экономить на затратах для отопления. Прочность камня снижается пропорционально степени поризации, он становится чувствительным к подвижкам фундамента, обусловленным естественным оседанием грунта. Чтобы избежать появления трещин, опирать поризованную кладку лучше на монолит, даже если это фундамент под гараж из газобетона.
Рассмотрим, какие виды фундаментов лучше всего будут работать в данной ситуации.
Это самый бетоноёмкий, а потому и дорогой вид фундамента. Его можно считать универсальным, потому что подходит для большинства типов грунта, в том числе и глубоко промерзающих, увлажнённых, пучинистых. Если дом строится без подвала, плита может быть на поверхности грунта, и даже выступать на 20-30 см выше его планировочной отметки (так называемый, плавающий вариант). Это позволяет обойтись без выкладки цоколя, а сразу начинать вести кладку стен из газобетонных блоков.
Мнение эксперта
строитель, начинающий автор
Примечание: Очень удобен такой фундамент и для строительства гаража, когда в нём не предусматривается смотровая яма. Поверхность плиты одновременно выполняет функцию пола, что избавляет от необходимости его заливки. Причём, пол будет очень прочный, чтобы легко выдерживать вес автомобиля. Высота фундамента для гаража из газобетона, заливаемого в виде монолитной плиты, может не превышать 150 мм.
Кроме возможности использования поверхности фундаментной плиты в качестве пола, её преимущества заключаются:
- В организации стабильного основания на подвижных грунтах.
- Наиболее равномерном распределении нагрузок на квадратный метр площади застройки.
- В возможности возведения при близком расположении грунтовых вод.
- В высокой прочности и долговечности.
Плита может как незначительно, так и довольно существенно заглубляться в грунт. Второй вариант применяется только в тех случаях, когда дом строится с цокольным этажом. И это тот самый случай, когда производители газобетонных блоков предлагают использовать их для выкладки стен подвала.
Делать это или нет, решать, конечно, вам. Но лучше последовать требованиям строительных правил, и использовать для возведения заглубляемых стен бетонный кирпич с мелкозернистым или керамзитовым наполнением. Хотя для цокольного этажа лучше всего, чтобы стенки подвала тоже были залиты в монолите – так их проще всего герметизировать.
На схеме структура плитного фундамента для дома
С точки зрения функциональности, недостатков у плитного фундамента нет, разве что такая конструкция не подходит для строительства на сложном рельефе. Единственный его минус – это высокая себестоимость, которая сопоставима с половиной стоимости всей коробки дома.
Данный вид опоры представляет собой несколько замкнутых по периметру балок из железобетона, которые пролегают под всеми несущими ограждающими конструкциями дома. На таком основании можно возвести абсолютно любые стены – от деревянного сруба, до монолита. Самым большим преимуществом ленты является малый объём земляных работ, что заметно снижает себестоимость фундамента.
Лента может возводиться по нескольким технологиям, в зависимости от применяемого материала. Согласно нормам, для этой цели может использоваться:
- уложенный на раствор крупный бутовый камень;
- бутобетон (в нём нет внутреннего армирования);
- глиняный полнотелый кирпич;
- крупноформатные блоки ФБС, УДБ (несъёмная опалубка);
- монолитный железобетон.
По глубине заложения в грунт, лента может быть:
- глубокого заложения;
- мелкозаглублённая.
Выбор варианта осуществляется в зависимости от типа грунта, но имеет значение и общий вес здания. К примеру, для дома с тяжёлыми кирпичными стенами, который будет возводиться на суглинистом грунте, однозначно нужен фундамент с глубоким заложением. Для лёгких хозяйственных построек достаточно мелкозаглублённого.
Мнение эксперта
строитель, начинающий автор
На заметку: Ответ на вопрос, какой фундамент делать под гараж из газобетона, вполне очевиден. Если гараж строится без подвала, мелкозаглублённой ленты будет достаточно, так как газобетон весит даже меньше древесины. Но данный вид основания можно предусмотреть только при условии несущественного промерзания грунта в регионе и отсутствия близких грунтовых вод.
Гаражи часто строят с полноценным подвалом – чтобы хранить там овощи и консервацию. В этом случае фундамент, независимо от материала строительства, должен быть заложен на всю высоту подвальных стен. Всё сказанное касается и других хозпостроек: сараев, времянок, дачных домиков.
Структура мелкозаглублённой ленты
Если же из газобетона строится нормальный жилой дом, то фундамент для него нужно возводить, как полагается – с закладкой его подошвы ниже отметки УПГ. Насколько именно ниже – это зависит от типа грунта и вычисляется по формуле.
Для уменьшения давления веса здания на грунт, ширину фундаментной ленты делают больше толщины опираемых на неё стен минимум на 10 см (по 5 см с каждой стороны). Для большей устойчивости, особенно на нестабильных грунтах, ленту делают с расширяющейся в виде трапеции подошвой или доливают под ней железобетонную подушку прямоугольного сечения.
Чем чревато неправильное заложение и неправильные пропорции ленты
Высота ленты всегда должна быть больше ширины, что позволит избежать поперечной деформации конструкции. В основном она испытывает продольные нагрузки, чему способствует неравномерный вес здания, силы морозного пучения. Наибольшие нагрузки может выдерживать лента, внутри которой устроен каркас с попеременным сечением. Особого внимания требует армировка углов, так как они являются наиболее слабым звеном ленточного фундамента.
Столбчатые фундаменты рассчитаны на строительство малоэтажных зданий без подвальных и цокольных этажей. При наличии на участке грунта с высокой плотностью и прочностью, в целях экономии ими заменяют более дорогие ленточные фундаменты. Столбы располагают в угловых зонах здания, в точках пересечения стен и промежутках между ними, точные расстояния определяются расчётом.
Снизу столбы обязательно должны опираться на фундаментные подушки, а поверху обвязываются железобетонным ростверком, который работает аналогично ленточному фундаменту. Ростверк принимает нагрузки от веса здания и распределяет их на столбы. Для свободной осадки и лучшего дренажа под ростверком выполняется песчаная или керамзитовая подсыпка.
Чертёж столбчатого фундамента
Мнение эксперта
строитель, начинающий автор
Внимание: Решая, какой фундамент делать под дом, под гараж и под теплицу, вы можете отдать предпочтение столбчатому варианту. Для лёгких построек он особенно хорош и может даже обходиться без ростверка, который нередко заменяют деревянными или металлическими балками. Однако под газобетонные стены нужен именно ростверк. Хоть такая кладка и достаточно лёгкая, она очень чутко реагирует на вибрации и подвижки фундамента. Для таких стен он обязательно должен быть жёстким.
- Для возведения столбов под каменные стены может применяться несколько видов материалов, в том числе глиняный и бетонный кирпич. Однако при глубоком заложении столбов работать с таким материалом неудобно, так как пришлось бы увеличивать объём земляных работ: рыть котлован или траншею. Да и обязательное армирование кладки выполнять в стеснённых условиях неудобно.
- Как ни крути, лучше монолитного железобетона или бутобетона что-либо придумать невозможно. Хотя, сильно сэкономить на земляных работах и тут не получится, так как без рытья котлована в грунте невозможно сделать выборку под расширенную часть столба. Котлован должен быть таким, чтобы была возможность установить опалубку и арматуру.
- Полноценный столбчатый фундамент для газобетонного дома – это не те столбики, что выкладывают из восьми кирпичей или четырёх бетонных блоков под лёгкие каркасные постройки. Это серьёзная конструкция, отличающаяся высокой трудоёмкостью монтажа. Поэтому в типовых зданиях такие фундаменты не проектируют вовсе, и без реальной необходимости предпочтение столбам лучше не отдавать.
Свайные фундаменты, как и столбчатые, являются точечными опорами, оголовки которых сверху обвязываются ростверком. Их применение обусловлено сложной гидрогеологической обстановкой на участке, наличием высокого УГВ, слабых верхних слоёв почвы, глубокого её промерзания. От столбов сваи отличаются тем, что они устанавливаются в грунт путём приложения усилий вдавливающих, вкручивающих или забивающих механизмов.
Самый надёжный фундамент – из забивных железобетонных свай. Он подходит для любых типов грунтов, кроме скальных, и может устраиваться на пересечённом рельефе. При меньшей, чем у глубоко заложенного ленточного фундамента стоимости, столбчатый может выдерживать нагрузки до 60 тн на опору и служить практически вечно.
Самые популярные проекты серии FH:
В малоэтажном строительстве такие сваи применяют достаточно редко, так как существуют и более простые способы обустройства. Один из них – это популярные ныне винтовые сваи. Они представляют собой полые металлические стержни с лопастными заострёнными наконечниками, которые после вкручивания в грунт заполняются бетоном.
Как построить фундамент на винтовых сваях
При устройстве ростверка их оголовки замоноличиваются в теле бетона. Получается достаточно жёсткая конструкция, срок службы которой, однако, составляет не более 30 лет. А всё потому, что металл, как его ни защищай от коррозии, все равно поддаётся разрушению. Данный вариант подойдёт для дачного дома, но для капитального жилья, возводимого по кладочным технологиям, его лучше не использовать.
Этой аббревиатурой именуют относительно молодую технологию экологичного индустриального строительства фундамента буронабивного типа, со свайно-ленточной структурой. Подбор всех материалов и инструментов здесь сосредоточен на применении переставной опалубки и бура специальной конструкции. Он состоит из пары последовательно соединённых штанг, с режуще-рыхлящей чашкой внизу, и неким подобием плуга, который позволяет сделать для сваи уширенную опору. Такое расширение многократно увеличивает несущую способность сваи и не даёт силам пучения выдавливать её из грунта.
В среднем, глубина бурения таким инструментом составляет 2 м, но при необходимости более глубокой установки свай, штанги можно наращивать. Процесс бурения может сопровождаться работой буровых установок любого типа – в том числе и ямобура или бензобура.
Вот преимущества фундамента ТИСЭ:
- В отличие от монолитных столбов, здесь не нужно рыть котлованы, делать дренаж, чтобы они не заполнялись водой, использовать тяжёлую технику.
- Он более выгоден и обходится процентов на 20 дешевле ленточного, имея при этом не меньший срок службы.
- Высокая прочность конструкции.
- Возможность устройства на пучинистом грунте;
- Возможность строительства на сложном рельефе;
- Удобство возведения, в том числе в стеснённых условиях.
- Доступность для самостоятельного исполнения.
Свайно-ростверковый фундамент в разрезе
Процесс обустройства буронабивного фундамента состоит из бурения скважины, установки в неё металлического каркаса, и нагнетания цементно-песчаного раствора или полимеризованного бетона. Во влажных грунтах для обсадки скважин используют трубы, в сухих это делать необязательно.
Все виды точечных фундаментов нуждаются в устройстве обвязывающей железобетонной ленты (ростверка). Это их неотъемлемая часть, которая соединяет разрозненные опоры в единую конструкцию и равномерно передаёт им нагрузки. Устройство этой части фундамента осуществляется по аналогии с лентой – разница только в том, что здесь она может не опираться на грунт, а находиться выше его планировочной отметки.
Формирование ростверковых балок точно так же производится за счёт опалубки, с закладкой пространственного арматурного каркаса. Главное при этом, чтобы оголовки свай были замоноличены в ленте, что и обеспечивает конструкции надлежащую жёсткость.